Феликс Штирнер


Вершины бруклинского дна


Селби X.

Последний поворот на Бруклин: Роман / Пер. с англ.

М.: Аналитика-Пресс, 2002. - 384 с. - (Revolution № 9). 

20 000 экз. (о) ISBN 5-7916-0122-0

 

    Хьюберт Селби-младший (р.1928), уроженец Нью-Йорка, - еще один лтеррибль╗, хотя далеко не ланфан╗ американской литературы. В прошлом потребитель алкоголя и героина, суицидал и клиент психушки, заключенный, а ныне почтенный преподаватель писательского мастерства в престижном Университете Южной Калифорнии, он наделал шуму уже первым своим лдетищем╗ Ч лПоследний понворот на Бруклин╗ Ч в 1964 году. Скандал докатился до просвещенной Европы, где роман Селби был осужден и запрещен (в Италии и Великобритании). Ныне лПоследний поворот╗ разрешен повсеместно и переведен на русский. В чем же, собственно говоря, скандал?

     На первый взгляд Ц чернушная бытовуха и бытовая чернуха: бруклинские микрорайоны, низменные конвульсии социального дна, психонфизиологическая безысходность и личностная деградация лдеклассированных элементов╗. Стиль, как это и подчеркивается в предисловии Энтони Берджесса, близок к лаконичной репортажности Дос Пассоса. Проза Селби вскрывает болевые точки ламериканской мечтательности╗; разнообразные типажи опустившихся, озлобленных лчленов общества╗, мерзавцев и извращенцев наполняют книгу. Без явного авторского осуждения, без тени морализаторства или романтизации разворачивается картина человеческого распада. лУкрал Ч выпил Ч в тюрьму╗ в данном случае лишь начальная стадия процесса. Хьюберт Селби опытен, как старый зек, и уравновешенно-отстранен, как фотообъектив на автоспуске. Но роман лпосвящается Джилл, с любовью╗, и местами Ч там, где неожиданно прорывается особенный, лзаскобочный╗ юмор автора, Ч сквозь текст сочатся скупые порции чистого света.

    Структура романа нанизана на ось библейских эпиграфов: каждой главе соответствует отрывок из ветхозаветной Книги. Например, история шлюхи Траляля почти буквально копирует библейскую притчу, в которой нескончаемые толпы воинов непрерывно пользовались телом обреченной на смерть женщины. Помнится, еще Лео Таксиль. в своей лЗабавной Библии╗ всячески доказывал, что сие действие физически невозможно... Именно библейские предуведомления к главам наделяют сюжеты особенной значимостью, превращая их в развернутые метафоры человеческой конечности и человеческой же беспредельности. А речь может идти о профсоюзной забастовке, грабеже, педофилии, беспробудном пьянстве и буднях блочного гетто.

Вслед за Генри Миллером, Чарльзом Буковски и Уильянмом Берроузом Хьюберт Селби Ч на собственный, конечно, манер Ч устраняет всяческие иллюзии на пути современного человека. Причем делает это совершенно беспафосно, даже когда заявляет о своей работе: лЯ был всего лишь криком в поисках рта╗. Такой вот гуманизм протрезвления.

Хостинг от uCoz